к/ф «Последнее искушение Христа» — богохульство или искусство?

   B свое время фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» вызвал волну протестов со стороны христиан, при чем протесты начались задолго до начала съемок фильма. Даже показ на российском телевидении сопровождался скандалом со стороны русской православной церкви. Давайте вместе с вами разберемся, почему фильм вызвал столь неоднозначную реакцию со стороны тех, кто казалось бы должен радоваться очередному фильму про спасителя. 

    Действительно, христиан можно понять. Ведь фильм сделан не по евангельским текстам. Более того, фильм перевирает евангельские события. Иуда в фильме предстает не предателем Иисуса, а наоборот его верным другом. Иисус показан совершенно слабым и неуверенным в себе человеком. И это только цветочки по сравнению с тем, что еще показано в этом фильме. Самые основополагающие события в нем переворачиваются с ног на голову.

    Зачастую киношники снимают фильмы, основанные на реальных событиях и при этом придумывают сцены, которых в реальности не было. «Вранье» киношников зачастую связано с желанием сделать интересное кино и выдавить из зрителя нужные эмоции, ведь слабое, неинтересное кино не окупится в прокате. Но в действительно хорошем кино перевирание реальных событий может быть действительно оправдано, ибо применяется не для эпатажа, не для того, чтобы давить слезу, а с целью  донести до зрителя определенный моральный посыл. 

    Итак, в фильме мы видим малодушного, трусливого Иисуса, который делает кресты для Римлян и помогает вешать на них людей. «Я сколачиваю кресты, чтобы он (Бог) возненавидел меня» — говорит Иисус. Он совершенно не хочет идти на крест и спасать человечество.

«Я сколачиваю кресты, чтобы он возненавидел меня»

    Я убежден, что Иисус показан слабым не для забавы или эпатажа. А для чего? 

    Его слабость может привести все человечество к гибели, дьявол победит, Бог будет повержен. При таком построении сюжета, когда герой слаб, мы действительно волнуемся за происходящее на экране, ведь видим, что такой знакомый нам Иисус сворачивает на тропу греха. Каждый Христианин при этом желает, чтобы экранный Иисус одумался. Между тем дьявол все искуснее опутывает экранного Иисуса паутиной лжи и искушений. Как мы понимаем в реальности Иисус тоже боялся и был подвержен искушениям, поскольку был человеком. И вот эта борьба с искушениями в фильме пусть не соответствует библейским текстам, но отражает ту реальную борьбу, которую вел Иисус и которую ведет любой христианин.

    Когда экранный Иисус так слаб, что вот-вот будет побежден, ему приходит прозрение о том, что он ошибался, а за прозрением приходит решимость стать сильным и в итоге в самом конце фильма экранный Иисус меняет свое мировоззрение и становится тем самым спасителем, которого все мы хорошо знаем. Таким образом, фильм все равно превозносит того Христа, которого мы знаем и почитаем. Христа, который боролся и победил. Тогда в чем многочисленные претензии противников этого фильма?

    Фильм, на мой взгляд не несет в себе цели исказить суть учения Иисуса Христа. Вольная интерпретация дает возможность максимально напряженно показать ту борьбу, которую Иисус вел против дьявола. Вообще зрителям в кинофильмах нравится, когда герой оказывается на грани смерти и преодолевает себя, а реальный Иисус оказывался на грани человеческих возможностей.  Но в кино не покажешь внутреннее смятение настоящего Иисуса, ведь настоящий библейский Иисус никогда не показывал людям, что ему трудно. Лишь Отцу он открыл свое сердце. Получится из такого настоящего твердого Иисуса киногерой, за которого всем сердцем переживаешь? Вряд ли. 

  А зачем вообще переживать за экранного Иисуса?  Нужно ли это? Да. Хотя бы для того, чтобы хоть немного прочувствовать сколь это трудно — быть спасителем. Мэл Гибсон в фильме «Страсти Христовы» показал физические страдания Иисуса. Мартин Скорсезе показывает испытания духа. 

    Конечно, факт того, что экранный Иисус не соответствует реальному можно воспринимать по разному. Создатели фильма хорошо показали ту жертву, которую принес спаситель, но исковеркали образ самого спасителя. Однако, в начале фильма имеется предупреждение, что фильм является вымыслом и не основан на Евангелии. То есть экранный Иисус — это вымышленный, а не реальный герой. Этот герой повторяет путь реального Иисуса, но делает это совершенно по своему. В этой выдуманной истории создатели делают максимально выпуклыми страдания и искушения Иисуса, именно это они считают важным показать и вымышленный сюжет подстраивают под этот замысел. 

    Как относиться к этому дело каждого. Но я за свободу самовыражения. В конце концов разве мало фильмов про Иисуса, в которых он ходит с покерфейсом на лице и творит чудеса? Достаточно много. Эти фильмы дословно пересказывают Евангелие. И можно было бы сделать еще с десяток таких же фильмов, которые под копирку пересказывают Евангелие. Нужно ли это кому-то? 

    Вопрос риторический.

    Почему Иуда по фильму друг Иисуса?

    Казалось бы странный сюжетный ход тоже достаточно просто объясняется. Иисус и Иуда — это две противоположности. Два взгляда на одну и ту же проблему. В Библии Иисус тверд, а Иуда слаб. Соответственно в кино, наоборот, Иисус слаб, а Иуда тверд. Различие во взглядах героев позволяет зрителю мгновенно определить каков каждый из героев. Когда Иуда отчитывает Иисуса вначале фильма становится ясно, что Иисус слаб в отличие от Иуды. Иуда позволяет высвечивать слабости Иисуса. Если бы они оба были слабы, то не было бы контраста между героями, Иисус казался бы вполне нормальным на фоне Иуды и других апостолов.

    В фильме есть и совсем непристойная сцена. Мария Магдалена показана проституткой (неизвестно была ли она точно проституткой), которая принимает мужчин и совокупляется с ними по очереди. Иисус терпеливо ожидает своей очереди, но не для совокупления, а для того, чтобы Мария его простила. С одной стороны довольно вызывающая сцена, с другой стороны Иисус жил в греховном человеческом мире и  постоянно взаимодействовал с теми, кто был во грехе. Должны ли шокировать такие сцены? Иисус без грешников, как врач без пациентов. Он родился, чтобы исцелять грешников, а не для того, чтобы сторониться их.

  Фильм смотреть стоит, но с большой оговоркой. Необходимо хотя бы поверхностное знание Евангелия. Естественно, если фильм посмотрит человек, который ничего не знает о жизни Христа, образ Христа сложится совершенно неправильный. Не спасёт даже предупреждение в начале фильма о том, что фильм является вольной экранизацией Евангельских текстов. 

    В остальном фильм считаю сильным и нужным. 

    8 из 10

Читайте также:

Закрыть меню